Памятка работодателям, планирующим привлекать иностранных работников к трудовой деятельности в 2015 году.

В связи с вступлением в силу Федеральных законов от 31.12.2014 №№524-ФЗ, 522-ФЗ, 508-ФЗ, от 01.12.2014 №409-ФЗ, от 24.11.2014 №357-ФЗ существенным образом изменено законодательство, регламентирующее вопросы привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный работник - это иностранный гражданин (здесь и далее под иностранным гражданином понимаются в т.ч. лица без гражданства), временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Иностранный гражданин может быть принят на работу в России, если он въехал на территорию государства и находится в нем на законных основаниях, т.е. имеет действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, дающие ему право на временное пребывание в РФ, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России.

Правовой статус работников-иностранцев при осуществлении трудовой деятельности в значительной степени зависит от режима и основания пребывания в РФ.

Работников-иностранцев можно разделить на тех, кто проживает на территории РФ постоянно (имеют вид на жительство) или временно (имеют разрешение на временное проживание), и тех, кто пребывает временно (поставлены на миграционный учет по месту пребывания). Кроме того, правовой статус иностранных работников отличается в зависимости от порядка пересечения ими государственной границы (в визовом либо безвизовом порядке).

1. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

Документ, подтверждающий статус, предоставляющий право осуществлять трудовую деятельность – вид на жительство.

Срок действия – 5 лет, имеется возможность продления.

Иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации при осуществлении трудовой деятельности не требуется разрешение на работу либо патент, они имеют право осуществлять трудовую деятельность на всей территории Российской Федерации, по любой профессии (если не содержится изъятий в отраслевом законодательстве).

2. Иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации.

Документ, подтверждающий статус, предоставляющий право осуществлять трудовую деятельность – разрешение на временное проживание.

Срок действия – 3 года.

Иностранным гражданам, временно проживающим на территории Российской Федерации при осуществлении трудовой деятельности не требуется разрешение на работу либо патент. Указанная категория лиц имеет право осуществлять трудовую деятельность только на территории того субъекта Российской Федерации, где им разрешено временное проживание. Вместе с тем, имеется ряд профессий, по которым временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность за пределами региона, где ими получено разрешение на временное проживание (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н).

3. Иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации на основании виз.

Документы, подтверждающие статус, право осуществлять трудовую деятельность – разрешение на работу, виза, миграционная карта (одновременно).

Дополнительно работодателю требуется разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Указанная категория иностранных граждан вправе осуществлять трудовую деятельность только при наличии обыкновенной рабочей визы, которая оформляется на срок до трех месяцев (Положение о порядке выдачи визы, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 №335), в последующем срок может быть продлен, в т.ч. при получении разрешения на работу.

При наличии туристической, частной и иных видов виз иностранный гражданин осуществлять трудовую деятельность не вправе.

Виза выдается на основании приглашения на въезд в РФ, которое оформляется по инициативе будущего работодателя.

Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только на территории региона, где выдано разрешение на работу, и только по той специальности, которая указана в разрешении на работу.

4. Иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы.

Безвизовый въезд в Россию установлен для всех граждан, прибывающих из стран СНГ (за исключением Грузии и Туркменистана), а также ряда других государств (например, из Македонии, Венесуэлы и др.).

Для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию обязан обратиться в органы ФМС. Неисполнение указанной обязанности является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 18.20 КоАП РФ. Кроме того, получить патент могут лишь те иностранные граждане, которые в миграционной карте указали в качестве цели въезда «работу».

Документы, подтверждающие право осуществлять трудовую деятельность, правовой статус: патент, документы о внесении патентных платежей, миграционная карта.

По общему правилу срок пребывания данной категории иностранных граждан не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода, составляющего 180 суток. Срок пребывания указанных лиц продляется на срок действия патента.

Срок действия разрешительных документов: от одного до трех месяцев, допускается продление, но не более чем на три месяца за один раз. Общий период действия патента не может превышать 12 месяцев со дня его выдачи. Иностранный гражданин может обратиться за получением нового патента через 12 месяцев после выдачи предыдущего. Продление срока действия патента осуществляется путем оплаты налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, обращение в органы государственной власти не требуется. В случае несвоевременного оплаты налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа (далее – патентный платеж), действие патента прекращается.

При наличии патента иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность как у физических (для личных нужд), так и у юридических лиц.

При трудоустройстве данной категории иностранных граждан работодатель должен убедиться в наличии договора (полиса) добровольного медицинского страхования, действующего на территории РФ и обеспечивающего оказание такому иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медпомощи в неотложной форме. Данный документ не представляется, если работодатель сам заключает с медорганизацией договор на предоставление работнику-иностранцу платных медуслуг.

В соответствии с ч. 16 ст. 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрена возможность принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации решения об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина. В этом случае устанавливается запрет на осуществление иностранным гражданам трудовой деятельности по иной профессии.

На территории Нижегородской области указанное решение не принято, в связи с чем иностранные граждане на основании патента вправе осуществлять трудовую деятельность по любой из специальностей, профессий (за исключением установленных отраслевыми правовыми актами).

Законодательством косвенно на работодателя также возложена обязанность по контролю за перечислением авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц иностранными гражданами, имеющими патент. Согласно ст. 327.5 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы иностранного гражданина при окончании срока действия патента. Неисполнение указанной обязанности влечет наступление административной ответственности.

5. Специфика привлечения к трудовой деятельности граждан республик Беларусь, Армения, Казахстан.

В отношении граждан Республики Беларусь не применяется действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы. Они имеют равные права с гражданами России в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.

Гражданам Республик Казахстан и Армения для осуществления трудовой деятельности в России не требуется получать разрешение на работу или патент.

6. Исключения из общего порядка привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности предусмотрены в отношении лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации (в настоящее время указанный правовой статус наиболее распространен у граждан Украины), признанных беженцами на территории Российской Федерации.

Указанным лицам не требуется получение разрешения на работу либо патента.

Кроме того, особый порядок осуществления трудовой деятельности предусмотрен для иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов (ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Изменения трудового законодательства.

В Трудовой кодекс Российской Федерации введена глава 50.1, предусматривающая особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Согласно ст. 327.2 ТК РФ в трудовых договорах с иностранными гражданами в обязательном порядке указываются сведения о разрешительном документе, на основании которого иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

На основании ст. 327.5 ТК РФ на работодателя возлагаются дополнительные обязанности по отстранению от работы иностранных граждан: например, при окончании срока действия разрешения на работу или патента, окончания срока действия договора (полиса) добровольного медицинского страхования.

Кроме того, работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Неисполнение указанной обязанности влечет привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.