Анализ работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за 9 месяцев 2014 года

Прокуратурой области реализация полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и ст.9.1. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляется в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 №400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».

При выявлении в нормативно-правовых актах коррупционных факторов органами прокуратуры незамедлительно принимаются соответствующие меры реагирования. Горрайпрокуроры с целью исключения коррупциогенных факторов активно участвуют в подготовке муниципальных нормативных правовых актов. С этой целью заблаговременно, до их принятия, запрашиваются и изучаются их проекты, составляются заключения, содержащие правовой анализ.

За 9 месяцев 2014 года прокуратурой области проведена антикоррупционная экспертиза почти 10500 нормативных правовых актов и свыше 9400 проектов. В общей сложности более 600 нормативных правовых актов и их проектов содержали коррупциогенные факторы.

Всего в истекшем периоде прокуратурой области в целях исключения из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов принесено 360 протестов, внесено 4 представления, 27 требований,  а также  направлены 3 исковых заявления в суд. Кроме того, по результатам оценки проектов нормативных правовых актов органами прокуратуры направлено 220  информаций.

В результате вмешательства прокуратуры более чем из 480 нормативных правовых актов и проектов таких актов коррупциогенные факторы исключены.

Проведенный анализ показал, что типичными коррупциогенными факторами, выявляемыми  органами прокуратуры  являются:  определение компетенции по формуле «вправе»; нормы, свидетельствующие о широте полномочий, позволяющие должностным лицам действовать по своему усмотрению в  зависимости от обстоятельств;  отсутствие или неполнота административных процедур; наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.

Так, прокурором Уренского района внесено требование об исключении коррупциогенного фактора из административного регламента по исполнению муниципальной услуги «Предоставление разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории Обходского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области», утвержденного постановлением администрации Обходского сельсовета № 06 от 25.01.2013.

Названным административным регламентом (п.3.11.7) предусмотрено, что при выявлении случаев производства аварийных работ без оформления аварийного разрешения и его регистрации в соответствующих службах администрация сельсовета вправе отказать организации-нарушителю в выдаче ордера на производство плановых работ. Таким образом, возможность принятия решения об отказе в выдаче ордера на выполнение плановых работ поставлена в зависимость от усмотрения должностных лиц местной администрации. По результатам рассмотрения требование  прокурора удовлетворено.

Выксунским городским прокурором принесен протест на административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании местоположения границ земельных участков администрацией городского округа г. Выкса», утвержденный постановлением администрации городского округа г. Выкса №3335 от 20.07.2012. Административным регламентом в нарушение требований ст.12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не урегулирован порядок приема и выдачи документов в многофункциональных центрах, что свидетельствует об отсутствии необходимых административных процедур. Протест  прокурора также удовлетворен.